Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Балтийска

 

Госуслуги

 

Школа эффективного роста

 
 

 

 

Обучающие игры на уроках немецкого языка 

как средство реализации ФГОС

 

В игре человек испытывает такое же наслаждение

от    свободного   обнаружения   своих    способностей,

какое художник  испытывает  во  время  творчества.

Ф. Шиллер

 

Федеральный      компонент     государственного      стандарта     общего    образования   разработан  с  учетом  основных  направлений  модернизации  общего  образования,  среди  которых  и  усиление  роли  иностранного  языка  для  обеспечения  успешной  социализации  учащихся.  Изучение  иностранного  языка  начинается  уже  со второго класса,  и  перед  учителем встает вопрос об использовании более эффективных технологий обучения с  учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Задачей современного обучения является не только усвоение школьниками определенных программ, но и их поступательное развитие. Очень важно развитие детей уже в начальной школе, так как здесь закладывается фундамент дальнейшего становления  личности школьника.

Необходимо отметить, что личность может развиваться только в процессе собственной деятельности. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка является учебная, в дошкольном же игра. Очевидно, что познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Успешным же себя чувствует ребенок во время игры. 

Психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она  является  одновременно  и  интересным  видом  работы  для  ученика,  и  аналогом  языковых  упражнений  для  учителя,  благодаря  которым  развиваются  навыки  всех  видов  речевой  деятельности.  Но  новый  социальный  заказ  повлиял  на  пересмотр  целей  образования  в  целом и обучения немецкому языку в частности. 

       До  последнего  момента  целью  школьного  обучения  была  выработка  навыков  и  умений,  теперь  же  востребован  новый  тип  личности,  обладающий 5 компетенциями: социальной,  толерантностью,   коммуникативной,   информационной и  компетенцией,  реализующей желание учиться всю жизнь.  

Изучение предмета «Иностранный язык», согласно ФГОС, направлено на решение ряда важных развивающих задач, среди которых выделяются

- развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в ходе овладения языковым материалом, в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх.

- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей, конкурсов и соревнований

- приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в  игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового или учебного общения

- развитие познавательных способностей, овладение умением взаимодействовать со сверстниками в малой учебной группе.

Из всего вышеперечисленного следует, что развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности на начальном, а затем и на последующих этапах происходит наиболее эффективно в игре. 

Играя, ребенок познает мир и моделирует условия реального общения. Также необходимо отметить, что с помощью игры   ребенок  получает удовольствие и учится, расслабляться и работать. Он  проявляет себя здесь индивидуально и в команде. 

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения.  Желание принять решение в игровой ситуации - обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при  этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре, как правило,  все равны. Она может оказаться по силам даже  слабым ученикам. Очень часто случается также следующее, что слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: потому что он более находчив и сообразителен, умеет приспосабливаться и ему чаще приходится искать выход. И эти его качества иногда  оказываются   более важными, чем знание предмета. Таким образом, игра создает атмосферу  увлеченности  и радости, ощущение выполнимости заданий. Дети преодолевают  в игре  стеснительность, которая мешает им  свободно употреблять в речи слова чужого языка, а повторения речевых образцов автоматизирует процесс запоминания и благотворно сказывается на результатах обучения. Языковой материал усваивается  постепенно и у учащихся появляется чувство удовлетворения.

    Специфика игры, как точно подметил М.Н. Скаткин, заключается в  том, что  учебные  задачи  выступают  перед  ребенком  не  в   явном   виде,   а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в  результате  игры он чему-то учится. Игра несет в себе здоровьесберегающие функции: учителю нет необходимости ставить  цель  –  отдохнуть или  переключиться -  характер игры как таковой сделает свое дело.

  Из этого, следует, что  игра – это:

- коммуникация;

- индивидуализированная деятельность, глубоко личная; 

- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

- развитие психических функций и способностей;

- «учение с увлечением».

Здесь нам хотелось бы подчеркнуть, что одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. На это влияют условия работы самого учителя, его темперамент и творческие способности. Чтобы игра способствовала развитию речевых навыков и умений, давала учащимся проявлять самостоятельность в решении задач, необходимо обозначить требования к игре, как таковой, и условиям ее проведения:

- каждый ученик должен иметь обязательно свою роль;

- игра должна иметь личностный смысл и значимость для каждого участника;

- учитель должен быть уверен в целесообразности ее использования;

- необходима система игр, которая предполагает постепенное усложнение материала;

- необходимо учитывать особенности всех участников группы.

Существуют две основные группы игры:

Соревновательные игры, содержащие организационные установки и правила для достижения успеха, величина которого определяется по количественным критериям (кто больше, кто быстрее, кто правильнее, с наименьшим количеством ошибок выполнит задание), а также по качественным критериям (кто, точнее, кто оригинальнее, кто интереснее, кто разнообразнее и тому подобное построит речевое высказывание). 

Ролевые игры, в которых «проигрываются» различные ситуации. К этой группе мы относим: моделирование - проигрывание от своего имени ситуаций бытового или условного характера. Игры второй группы требуют исполнения ситуаций в опоре на воображение, социальный и эмоциональный опыт, фоновые знания участников.

Обучающие игры имеют, как правило, цель (т.е. необходимо обозначить тот или иной выигрыш); набор критериев для определения победителей и проигравших (т.е. происходит соревнование); и  правила, которые управляют действиями игроков. 

Использование игрового метода на уроке позволяют учителю формировать определенные навыки, развивать определенные речевые умения, обучать умению общаться,    развивать необходимые способности и психические функции, расширять кругозор учащихся и помогать им в запоминании речевого материала.

Хотелось бы подвести итог:

- игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению иностранных языков;

- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим ее актуализации;

- игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, развивает воображение, мышление;

- игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;

- игра помогает снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер

 

Оздоровительная кампания

 
 

Занятия по шахматам

 
 
 

Безопасные каникулы

 
 
 

Школа на карте

Please publish modules in offcanvas position.