Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г.Балтийска

 

Госуслуги

 

Школа эффективного роста

 
 

 

 

 

РОЛЬ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИССКУСТВА

В ПАТРИОТИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ школьников  (предмет «Технология»)     

( Выступление учителя технологии МБОУ СОШ № 4 Якуниной Елизаветы Диановны на муниципальном семинаре «Декоративно-прикладное творчество-инструмент патриотического воспитания» «Дом детского творчества» 5. 11.2014).         

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому

надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

 В.А. Сухомлинский.

            Нет и не может быть воспитания вне труда и без труда                                                                 

В.А.Сухомлинский.

1. Патриотическое воспитание  процесс взаимодействия педагога и обучающегося, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм нравственного поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.  

  Девальвация  духовно- нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание молодежи. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования -  важных факторов формирования патриотизма.  Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания. Школьное воспитание патриотизма во многом сошло «на нет».

Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего  потока информации, несущей преимущественно  западные идеалы: философские, нравственные,  эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства и стиль одежды, предметы быта… Народные сказки и песни уходят из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети  не  знают  своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает  их  нравственность. 

   Но в последние годы в современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению  культурно-исторических и гражданско-патриотических традиций. В этих условиях  особую значимость приобретает  задача консолидации общества на основе традиционных, патриотических ценностей отечественной культуры.

Цель патриотического воспитания - воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, гордости за свою Отчизну, готовности способствовать её процветанию и защищать в случае необходимости. Сегодняшний этап развития российского общества принято называть переходным, он характеризуется размыванием     нравственных, правовых норм, утратой прежних устойчивых ценностных установок в результате смены систем ценностей, ростом социальных патологий.

Для каждого человека Родина начинается с вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края, с людей, с которыми мы общаемся каждый день.                             

Как поётся в песне,

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре, 

С хороших и верных товарищей, 

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Патриотическое воспитание детей - это сложный, многогранный целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

 Детство - самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

.. Дети, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественно жизнь населения страны.

Воспитание патриотизма у детей и подростков следует ставить в центр всего учебно-воспитательного процесса, так как это имеет огромное значение в социальном и духовно-нравственном развитии обучающихся, в его мировоззрении и отношении к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется  любовь к Родине.

2.  Все знают какое огромное значение ДПИ в обучении, развитии и воспитании детей, но мы сегодня обсуждаем более конкретную проблему - роль  декоративно-прикладного творчества в патриотическом воспитании школьников. 

Предмет «Технология» - особенный предмет. Технология опирается на принципы развивающего и воспитывающего обучения, в основу которого положен деятельностный подход в обучении. Это  предмет художественный,  прикладной, творческой направленности. Уроки тоже особенные, в которых  60-70 % времени урока связаны с практической деятельностью. В программе  есть разделы, связанные с ДПИ, – «Рукоделие», «Культура быта»,  «Творческий проект». В  2004 году в программу 5-6 классов введён региональный компонент «Русские умельцы», направленный на изучение культуры русского народа, на реализацию задач духовно – нравственного, патриотического воспитания школьников.  Таким образом, технология имеет уникальные возможности для реализации задач духовно – нравственного, патриотического воспитания через вовлечение учеников в     декоративно – прикладное творчество.                                                                                                                                      

Приобщение школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства пробуждает и воспитывает у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны. Оно помогает им увидеть большую реальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности.                                                                                                                                                                                                                                   

Мой опыт работы построен на эстетическом, духовно - нравственном, патриотическом воспитании детей, сочетает в себе опору на культурные традиции русского народа и на инновационную педагогическую деятельность.

Многие работы ДПИ моих учениц отражают патриотические стороны жизни прошлого и настоящего и, безусловно, оказывают влияние на патриотическое воспитание.

3. Составляющие патриотического воспитания, которые я использую в своей работе:

- Воспитание любви к большой Родине, чувства гордости за  героическое прошлое своего народа, привитие уважения к государственной символике.

- Привитие любви к природе России, растительному и животному миру. Экологическое воспитание.

Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту - это начало чувства любви к Родине. Родная природа - снежные просторы тундры, северное сияние, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания этого чувства. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества  человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. При ознакомлении с природой родной страны и родного края акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях (по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах, какие животные обитают в наших лесах…).

 Воспитанию патриотизма помогают занятия по выполнению панно, изображающие природу Родины: пейзажи, животных и птиц, в том числе природу родного края

- Воспитание любви к малой родине, к краю, городу, где ты живёшь, изучение его истории и героического прошлого.

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает.

Чем  глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем эффективнее будет формирование благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого чувства любви и долга перед народом, перед Родиной. Поэтому необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

          - Воспитание чувства гордости за успехи, достижения россиян в спорте, науке, музыке и других областях.

- Воспитание дружбы народов, толерантное, уважительное к их культуре, иному образу жизни и вероисповеданиям.

Уважение к достоинству каждого человека. Какие мы все разные. В каждом человеке есть обязательно что-то хорошее и доброе, только надо заметить это и оценить.

- Воспитание любви к семье, продолжение семейных традиций, забота о родных. Одаривание как народная традиция.                                                                                                    

 Воспитание патриотизма начинается с семьи, поскольку именно в семье закладываются все виды социального воспитания ребенка. Оно начинается с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушкам и дедушкам.. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и боевых подвигах) детям прививаются такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне». Дети подводятся к пониманию, что мы победили потому, что любили свою Отчизну, что никто не сомневался, что Победа в этой войне будет за нами.  Старшим и младшим членам семьи полезно вместе смотреть телепередачи об истории страны, народа, разучивать героическо - патриотические песни.

 Формирование нравственных отношений между членами семьи, заботливое, чуткое отношение к старшему поколению семьи; семейные праздники и традиции; летопись семьи, уважительное отношение к своей родословной, к памяти поколений семьи, гордость за их достижения, вклад разных поколений семьи в общее дело развития и процветания Родины, защиты ее свободы и независимости.

- Изучение культуры русского народа во всём её многообразии. Формирование осознанного отношения к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества на основе исторических ценностей и национальных традиций.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание.                 Народное искусство - богатейшая сокровищница красоты,   неиссякаемый  источник  творческой фантазии. Патриотическое воспитание детей через  народное  декоративно-прикладное  искусство  является  верным. Обучающийся  декоративно-прикладному искусству, увидевший  красоту, этническую неповторимость изделий народного промысла, обязательно испытает чувство гордости  за свой народ, за свою Родину.. Дети знакомятся с народным искусством, они изготавливают различные поделки, в основе которых присутствуют этнические элементы. В подарок мамам расписывают разделочные доски по мотивам городецкой росписи. Ребята узнают историю развития народных промыслов нашей необъятной Родины. Живо интересуются, как применить полученные знания в повседневной жизни. Стараются украсить готовыми изделиями свой дом. 

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

 

Проанализировав составляющие патриотического воспитания, можно сделать вывод:

Воспитание патриота - это воспитание счастливого человека, воспитанного на любви. Патриотическое воспитание всегда имеет дело с наслаждением увиденным, услышанным, сделанным.

 

Для создания изделий использую различные техники ДПИ, многим из них научилась на  мастер – классах здесь в ДДТ: пэчворк без иголки, коллаж, флористика, аппликация, работа с кожей, гильоширование и многие другие. Приобщение к многообразию ДПИ, способствует развитию творческих способностей учеников, формированию патриотических и эстетических чувств, изучению народного творчества.

Тенденция патриотического воспитания средствами ДПИ требует совершенства уроков и внеклассной работы на основе рационального сочетания форм, методов, применения современных образовательных технологий создания условий для обучения.  Методика основана на концепции развивающего и воспитывающего обучения. В основе лежит деятельностный подход.

Методы: продуктивные. Основной метод – практическая работа учащихся.

Образовательные технологии:

-метод проектов (изделие   ДПИ – это творческий проект) – ведущая   технология.

- личностно-ориентированное обучение

- коллективное творческое дело

- дифференциация в обучении.                                                                      

- ИКТ

Формы организации: урок, внеклассная работа, работа кружка «Культура быта»экскурсии.

Для активизации познавательной деятельности использую интеграцию предметов эстетического, гуманитарного, естественнонаучного циклов ( стихи, музыка,  изо, пословицы, загадки, песни, танцы, театрализация и др.средства)

Результативность: творческие проекты, участие с ними в олимпиадах, изделия ДПИ,   участие в выставках, конкурсах, фестивалях, внеклассные мероприятия.

        Огромную роль в успешности патриотического воспитания играет личность педагога: творческая личность и личностные достоинства педагога: любовь к Родине, гражданская смелость, его совестливое и мудрое кредо, его любовь к ученикам которым он готов отдать самое лучшее, что у него есть, ибо его питомцы - есть Родина, больше того – будущее его Отчизны.

            

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Выводы:

Все выше сказанное, несомненно, подтверждает мысль, что занятия декоративно - творчеством в рамках предмета «Технология» играют значительную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения, способствуют укреплению связи между поколениями, мотивируют детей к познанию исторического прошлого своего Отечества.

 Воспитывая патриотизм - укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, происходит сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности

Воспитание патриотизма у детей и подростков следует ставить в центр всего учебно-воспитательного процесса , так как это имеет огромное значение в социальном и духовно-нравственном развитии обучающихся, в его мировоззрении и отношении к родной стране, другим нациям и народам. Патриотическое воспитание неотделимо от духовно-нравственного, идут параллельно.

Вовлекая детей в декоративно-прикладное творчество, педагог способствует всестороннему развитию личности ребёнка.

 

 

Методологическую основу исследования составили:

- идея гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Н.И. Киященко, И .Я. Лернер, А.А. Мелик-Пашаев, М.Н. Скаткин, В.А. Сухомлинский и др.);

- концепция развивающего и воспитывающего обучения (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, ВВ. Давыдов, А.Тряпицына и др.);

- деятельностный подход к обучению (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

- идея воспитания человека в контексте культуры (Е.В. Бондаревская, Э. В. Ильенков, Е. В. Ильин, М. С. Каган, Н. И. Киященко, В. И. Разумный, И. Б. Ко-това, Т.П. Малькова, В.Я. Нечаев); 

 

 

1.Презентация «Роль ДПИ в патриотическом воспитании школьников».

2.Панно «Россия- Родина моя» - глубокое патриотическое содержание: гос. Флаг, кремль, берёзка,  известные всему миру русская матрёшка, балалайка, гармошка, георгиевская ленточка- символ победы, ракета.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

И под небом синим-синим

Флаг России над кремлём

В.Степанов

3.Панно «Два капитана». Сюжет из книги В, Каверина. Знакомит с героич. Прошлым народа – подвиг людей двух поколений . Аппликация из шпона. Выпиливание и выжигание.

4,5,6. Внеклассное мероприятие «Россия-Родина моя. Флаг России».

Цель: реализация задач патр.в-я: понятие»Родина», изучение гос.символики –флаг России, изготовление флага в техники Аппликация из бумаги.

Я подобрала замечат. Стихи,дети выразительно читали, в классе стояла тишина, настолько было сильное воздействие на чувства, затем была пр.работа, спели гимн России. Не могу не прочитать несколько четверостиший из них.

Будь, Россия, всегда Россией

И не плачь, припав к другим на грудь.

Будь свободной, гордой и красивой                    «Гимн России»

Если нас не будет, будь!                                         Е. Евтушенко      

 Колышет берёзоньки ветер осенний

Весёлой капели доносится звон

Как будто читает поэму Есенин                    «Любите Россию»

Про землю, в которую был он влюблён.              О.Милявский.

Она не погибнет,- знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосяться, - верьте!                    «Нет»

Поля её золотые.                                                З.Гиппиус

Что такое Россия? Это жаркое лето

Когда много цветов   на зелёном лугу

Когда брызги на море жемчужного цвета            «Россия»

Когда хлеб созревает и косят траву.                           В,Духанин

Какое прекрасное имя – Россия!

Мы с именем этим добрей и сильней

В нём ветер надежды и дни фронтовые                          «Прекрасное имя-Россия»

И шорох берёз, и печаль журавлей.                                 А. Дементьев

Мы не мыслим себя без России

Мы живём с ней судьбою одной

И вдыхаем и веру, и силу                   МЫ не мыслим себя без России

От земли, нам на веки родной.             Л.Глебов

7.Панно «Русская берёза» - пейзажная вышивка.

8,9, 10.11. Внеклассное мероприятие «Берёза-символ России»

Цель: Показать, что береза- это символ русской природы, познакомить с обрядами,    народными приметами, связанными с берёзой, научить выполнять изделие ДПИ – панно в технике природного коллажа.

1 Блиц – турнир (вопросы патриотического содержания

2. Рассказ о берёзе, связи с  обрядами, народные приметы с/х работ, чтение стихов.

3 Выполнение изделия

4  Фото.

12. Панно «Птицы России» Флористика.

13. Панно «Святыня России» Флористика. Шелуха чеснока Листья.

Могущественный белокаменный православный храм на фоне русской природы – река, лес. Духовно-нравств., патриотич направленности.

14. Панно «Зимняя сказка» Пэчворк без иголки.

Раскрывает красоту зимней природы.

15. Панно «Русские сани». Выпиливание пенопласта. Народные традиции на праздник «Вхождение во храм пресвятой Богородицы»Начинались катания на санях.

16. Панно «Яблоки на снегу» есть такое стих-е Блока. Пэчворк, объёмная аппликация.

17. Панно «Мишка на севере» Пэчворк.. без иголки. Животный мир севера. Красота природы. . Родная природа - снежные просторы.

18. Панно «Заповедные места России». Соломка. Мой шедевр

19. Панно «Земля-для нас всех» Комб. техника: теснение фольги, аппл-я, изо. Дружба народов, толерантность. Работу посвящали Дню народного единства.

20. Бутыль «Балтийский берег». Декупаж. Родной край. Море, берег, чайки – родной морской пейзаж.

21. Бутыль «Русское поле». Полевые цветы: фиалки, душистый горошек.

22. Панно «Парусник». Соломка. Малая родина.

23. Панно «Нас не догонят». Пэчворк без иголки. Посвящается успехам россиян в ол-де в Сочи.

24. Панно «Мишка – олимпиец» -символ  московской олимпиады – 1980

25. ,26,27, 28 – народные промыслы: Богородская игрушка, Русская Матрёшка, Городецкая роспись.

29. Макеты – триптих «Русская Изба». Макетирование. Соломка, картон, ,дерево. 

30. Панно «Райская птица – пава» .Вышивка крестом

31. Панно «Подсолнух» Вышивка шёлковыми лентами.

 

 


 Анкета

1.Как называется наша страна и люди, проживающие в нашей стране?______________________________________

2.Какие символы государства вы знаете?______________________________________________

3.Какие традиционные праздники отмечаются в нашей стране?________________________________________________

4.Ваш родной язык?_______________________________

5.Как называется наша республика?___________________________________

6.Какие вы знаете символы республики?________________________________________________

7.Из каких цветов состоит флаг Республики Коми?_____________________________________________________________

8.Назовите свою маленькую родину?_____________________________

9.Любите ли вы свой край? За что?_________________________________________________________

10. Какие добрые дела вы делаете для своей Родины?_________________________________

Закончите пословицы: Если народ един_______________________________________________

Как аукнется, так и_____________________________________________

Человек без Родины, что соловей_________________________________

Продолжите: Родина - это______________________________________________________

11. По какому дереву вы узнаёте Россию?

12. Какие растения растут на российском лугу?

13. Какие животные водятся в наших лесах?

14. Какие улицы в нашем городе носят имена героев?

15. Кто эти люди? Что вы о них знаете?

 

Оздоровительная кампания

 
 

Занятия по шахматам

 
 
 

Безопасные каникулы

 
 
 

Школа на карте

Please publish modules in offcanvas position.